Храм иконы Божией Матери «Знамение» (Вешаловка)

lipeckiy_raon_veshalovka_hram_znamenie_02

Храм иконы Божией Матери "Знамение"

Липецкая область, Липецкий район, с. Вешаловка

Построен: 1794 год.

Архитектор: В.И.Баженов

Координаты: 52.75366,39.2837

 

ВЕШАЛОВКА, с. Липецкого района, центр Новодеревенского сельсовета. Сложилась из двух селений — Вешаловки и Знаменки. Первая из них возникла в конце XVII в., в 1710 г. была владением патриарха (Черменский. ГЛ, 63). Вторая известна с середины XVIII в. Село славится ценным архитектурным памятником — церковью Знамения, построенной в 1794 г. крепостными умельцами по проекту русского архитектора В.И. Баженова. Трудом крепостных мастеров помещики Татищевы возвели здесь помимо церкви еще и красивый дворец, мавзолей, украсили имение парком. Уроженцем Вешаловки является полководец Великой Отечественной войны, генерал-полковник В.3. Романовский (1896-1967). Название села не изучено. В некоторых источниках прошлых лет село называется Вешанной. Возможно, что топоним происходит от слов вешнийвесенний.

Прохоров В.А. Липецкая топонимия. — Воронеж, Центр.- Черноземное кн. изд-во, 1981; — 160 с.

Каменная тёплая церковь иконы Знамения Божией Матери была заложена в 1768 году владельцем усадьбы гвардии ротмистром Яковом Афанасьевичем Татищевым (1725—1806). Построена и освящена церковь была в 1794 году. По церкви село называлось Знаменским.

Автором проекта церкви Знамения был молодой тогда архитектор Василий Иванович Баженов (1737—1799). В период работы над проектом этой церкви он ещё не был членом масонской ложи в России, поэтому ошибочным считается мнение ряда исследователей о том, что в архитектуре храма присутствует много масонских знаков и символов.

Официальное описание церкви: Знаменская церковь – уникальное культовое сооружение конца XVIII века, не имеющее прямых аналогов даже в творчестве самого Баженова. Храм сооружён в стилевых формах русской псевдоготики. Особенностью этого стилевого направления было сочетание планировочных и объемно-пространственных принципов классицизма с использованием свободно трактуемых форм древнерусского зодчества и отдельных мотивов европейской готики. Одним из самых ярких примеров «русской псевдоготики» и стала церковь Знамения. Островерхие четырехгранные шатры и шпили, стрельчатые арки и окна уживаются с русским пятиглавием и классическими пилястрами. Четырехъярусная колокольня, три верхних яруса которой круглые в плане, по верхнему периметру первого и третьего яруса имеет балконы. Храмовая часть квадратная в плане, с ризалитами, фланкирующими северный и южный фасады, завершёнными угловыми островерхими главками из кирпича, перекрыта коробовым куполом со слуховыми окнами по четырем сторонам света. Узкий небольшой восьмигранный световой барабан с высоким шпилем из кирпича венчает сам храм. Прямоугольная апсида декорирована по трём сторонам света треугольными фронтонами и высоким краснокирпичным шпилем по центру. Особую нарядность и выразительность фасадам из красного кирпича придает богатый резной белокаменный декор. Архитектурное решение колокольни перекликается со стилевыми поисками европейских зодчих, осуществляемых в направлении историзма в русле преромантической традиции последней трети XVIII века. Состоит на охране государства как памятник архитектуры федерального значения.

А вот как описывается Знаменский храм в книге Н.П. Селезнева «Русские провинциальные усадьбы XVIII — начала XX века»: Кубовидный объем храма увенчан вспарушенным куполом со световым барабаном, высоким шпилем и крестом. По четырем сторонам храма, по диагонали, высятся высокие шпили с крестами. В куполе с четырех сторон выполнены люкарны с ланцетовидными окнами, через которые поступает свет внутрь храма. Церковь сделана из красного кирпича и богато декорирована белым камнем. Этим камнем отделана вся церковь, им украшены карнизы, из него выложены шпили и башенки, стрельчатые своды окон. Церковь и колокольню опоясывают несколько ярусов белокаменного декора. Колокольня была отдельно стоящей от храма, и лишь позднее их соединили переходом, поэтому в церкви Знамения нет традиционного входа с запада, через колокольню. Входы в церковь расположены с севера и с юга построенного перехода между колокольней и трапезной. Колокольня, за исключением первого яруса, круглая и напоминает башни Московского Кремля, вверху она заканчивается шатром со слухами.

По данным 1876 году Знаменская церковь была главной, а приписной к ней была Казанская деревянная церовь в селе Вешеловке, построенной в 1853 году. Согласно данным 1893 года, уже Знаменская церковь стала приписной к деревянной Казанской церкви села Вешеловка, построенной в 1891 году. По данным 1911 года, Знаменская церковь была возобновлена помещиком Александром Михайловичем Кожиным (1860—1904) в 1896 году, а также имела свой собственный причт, состоявший из священника и псаломщика.

После революции храм пришёл в запустение, и лишь в 1987—1988 годах начались реставрационные работы. В 1999—2003 годах выполнен большой объем ремонтно-реставрационных работ по фасадам памятника под наблюдением архитектора Н.Н. Смирнова и Госдирекции по охране культурного наследия Липецкой области. Интерьеры храма подготовлены под роспись, начато благоустройство территории. В настоящее время восстановлен иконостас, на колокольне появились колокола, изготовленные в воронежской колокололитейной мастерской Подорожного, расписана трапезная. Рядом с храмом сохранилась в руинированном виде часовня-усыпальница помещиков Кожиных, а также дом причта.

В 1917 году сёла Знаменское и Вешеловка были объединены в одно село – Вешеловку, название которой со временем изменилось на Вешаловку.

По данным 1876 года причт церкви состоял из настоятеля и псаломщика. Настоятелем был священник 2 разряда Михаил Григорьевич Романовский (год рукоположения указан 1860). Церковным старостой был государственный крестьянин Аникеев, в должности с 1867 года

В 1893 году штат церкви состоял из священника, диакона и псаломщика. Священником служил Михаил Григорьевич Романовский, 55 лет, рукоположен 12 февраля 1861 года, награждён крестом; диаконом – Герасим Васильевич Добромыслов, 39 лет, рукоположен 26 сентября 1877 года; псаломщиком – Василий Константинович Добросердов, 37 лет, определён в 1886 году.

Из священников Знаменской церкви после революции известны Рожков Георгий Павлович и Проскурин Иван Иванович.

Рожков Георгий Павлович, 1877 г.р., уроженец и житель с. Вешаловка Липецкого района. Постановлением тройки при ПП ОГПУ по ЦЧО от 02.07.1932 по ст. 58-10 приговорен к 5 годам лишения свободы. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 02.10.1989.

Последним священником Знаменской церкви был Проскурин Иван Иванович, 1900 г.р., уроженец с. Казинка Задонского района. Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 28.10.1937 по ст. 58-10-1, 58-10-2 приговорен к 10 годам лишения свободы. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 18.04.1989.

В настоящее время настоятелем храма является иерей Андрей Владимирович Предеин.

Источники:

  1. «Земля Липецкая» из серии Наследие народов Российской Федерации, 2003.
  2. Н.П. Селезнев «Русские провинциальные усадьбы XVIII — начала XX века», 2001.
  3. Список духовенства Тамбовской епархии 1876 год.
  4. Алфавитный список репрессированных в годы Советской власти священно- и церковнослужителей, журнал «Русский дом».

 

Читайте также:

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>