КАЗАКИ, с. Елецкого района, центр Казацкого сельсовета, на р. Ворголе. Основаны елецкими казаками в конце XVI в. «С своим настоящим именем село Казаки упоминается в первый раз в письменных документах под 1628 годом; в отказных книгах этого года с. Казаки записано в числе владений Елецкого Троицкого моиастыря, от которого оно потом перешло во владение казаков Александровской слободы» (ИООЕ. I, 306). Уроженцем села является Герой Советского Союза генерал-лейтенант С.П. Меркулов.
Прохоров В.А. Липецкая топонимия. — Воронеж, Центр.- Черноземное кн. изд-во, 1981; — 160 с.
Село Казаки одно из больших и сравнительно промышленных сел всего уезда, находится на востоке от г. Орла в 185 верстах и на запад в 15 верстах от уездного г. Ельца. От соседних сел оно разделено 7 верстным расстоянием: на юге от него лежит село Афанасьевское, на юге-востоке – Рябинки, на север – Домовины и на северо-восток Телегино.
Все село раскинулось по большой котловине и на сильно возвышенных берегах небольшой реки Воргла, преимущественно на правой стороне её. Кроме Воргла село прорезается течением еще двух речек – Хомутца и Свиной, из которых последняя представляет почти ручей. Во время весеннего разлива эти три реки сильно затапливают (неразб.) места села и надолго образуют в них сплошную трясину, что создает неблагоприятные условия для здоровья местных жителей. Реки обильно питаются множеством ручьев, текущих из ключей береговых гор. В селе имеется много натуральных и копаных колодцев с чистой и приятной на вкус водой. Почва везде черноземная и плодородная.
Доходные статьи для жителей составляют частные и общественные мельницы на реках Воргле и Хомутце, заливные луга, большие каменоломни, по соседству с которыми добывается песок высокого качества. Кроме того, в небольшом расстоянии от села находится принадлежащий крестьянам лес, занимающий площадь в 900 десятин, известный под названием Хомутова. С именем этого леса связана масса легендарных сказаний в народе о живших в нем разбойниках и их зверствах над запоздалыми путниками. В основе этих сказаний лежит немалая доля правды. Здесь в былую пору процветали грабежи с убийствами, что хорошо было известно жителям окрестных сел, которые страшились поздней порой проезжать дремучий Казацкий лес, растянувшийся с вековыми почти непроходимыми чащами и оврагами на несколько верст. Теперь этот лес значительно вырублен и в большей части своей представляет кустарники, по местам разделенные большими участками пахотной земли. Для жителей с. Казаков лес доставляет большое подспорье в их хозяйстве в виде сена, дров на топку и строевых деревьев.
К указанным чисто природным удобствам села Казаков нужно еще прибавить, что в двух верстах от него находится станция того же имени Юго-Восточных жел. дорог, ведущих от Орла к узловой станции Грязи. Вблизи станции Казаков через р. Воргол перекинут железно-дорожный мост, редкий по своей величине и высоте среди подобных-же мостов. С полотна железной дороги и особенно с моста открывается живописный чисто-швейцарский вид имения г. Варгунина, которое амфитеатром расположено на берегу реки.
Земли, на которой теперь лежит с. Казаки и которой владеют местные жители, принадлежали некогда казакам Елецкой Александровской слободы, имеющим здесь свои выселки с церковью во имя Великомученика Георгия, как это значится в старинной выписи на земельные казацкие владения 1692-93 г.г. Здесь прямо сказано, что «оные казаки пользовались сеном около лесу Хомутова … и по реке по Варглу и по Хомутцу», а между владельцами перечисляются такие фамилии казаков, которые особенно распространены среди теперешних жителей с. Казаков. Что теперешняя земля крестьян с. Казаков со всеми угодьями когда-то принадлежала казакам Александровской Елецкой слободы, всего яснее доказывается земельными планами, общими для жителей Александровской слободы и с. Казаков, и участием крестьян слободы Александровской во владении мельницею в с. Казаках на р. Воргле. Отсюда ясно, что с. Казаки сначала было простыми казачьими хуторами или выселками из Елецкой Александровской слободы, а потом с течением времени казаки переименовались в крестьян-однодворцев, поселок постепенно разросся и образовалось целое село, получившее название по роду службы и званию своих первых насельников.
Сведения о первоначальных жителях села, давших ему свое имя, со временем забылись и отошли в область преданий, и только название села напоминает его жителям об их предках-казаках. С своим настоящим именем село Казаки упоминается в первый раз в письменных документах под 1628 годом: в отказных книгах этого года с. Казаки записано в числе владений Елецкого Троицкого мужского монастыря, от которого оно потом перешло во владение казаков Александровской слободы. На это есть ясные указания даже в документах, сохранившихся с 1780 года в церковной ризнице с. Казаков. На копиях метрических книг, выдававшихся из Елецкого Духовного Правления, писалось в заглавном листе так: « 1780 года Генваря дня книга, книга выданная из Елецкого Духовного Правления г. Ельца Александровской слободы Георгиевской церкви». В 1782 г. написано гораздо определение: г. Ельца Александровской слободы на р. Воргле …» а с 1786 года в той же копии уже начали писать: «Елецкой округи с. Казаков Георгиевской церкви …». Все это с достаточною определенностью говорит за первоначальное происхождение села и его названия.
В настоящем своем виде приход села Казаков представляет собою одно скученное большое селение, в состав которого входит лишь небольшая еще деревня Зубова, находящаяся в 3 верстах от села. Прихожане – исключительно крестьяне, хотя в прежнее время было много дворян – помещиков, ныне разорившихся, а временно проживают в селе лица других сословий, напр., купцы, мещане и др.
В приходе оставил по себе благодарную память Елецкий купец Иван Григ. Хренников, умерший в 1900 году. Он больше 30 лет арендовал на р. Воргле казацкую общественную мельницу и с 1875 по 1885 г. состоял церковным старостою. За это время он на личные средства устроил вокруг церкви каменную, с железными решетками между столбами, ограду, стоившую около 7 тысяч рублей, заботился о благоукрашении храма и делал ценные пожертвования. В церковь им сделаны вечные вклады деньгами на сумму 2400 р.; проценты с 400 р. из них идут на церковь и причт, а с 2000 р. на содержание странноприимного дома, устроенного на средства прихожан. Благодаря этому, в странноприимном доме дается странникам не только кров и пища, но и чай.
Число прихожан в настоящее время восходит до 3060 д. м. п. и 3261 д. ж. п. Крестьяне занимаются хлебопашеством, а среди женского населения сильно развито искусство плетения кружев.
Близость к городу и фабрикам, открытие завода при станции «Казаки», требующего много рабочих рук, появление в селе неодобрительных лиц, — все это вредно действует на нравственность крестьян, особенно на молодое поколение, и развивает в них легкомысленное отношение к религии и пьянство. Устройство в приходе чайных нисколько не ослабляет пьянства. Народ в общем отличается леностью и небрежностью. Имея под руками свой камень, крестьяне не озаботятся выложить им низменные места в селе, которые во время половодья и после него буквально тонут в грязи, и тем затрудняют, а иногда даже совсем прекращают на время сообщения жителей.
Заметным и трудно искоренимым суеверием в приходе является тризна по покойникам под праздники Рождества Христова и Крещения.
В настоящем виде существующая с 1803 года церковь села Казаков неизвестно когда построена раньше. Из хранящейся в храме грамоты Тихона 3-го, епископа Воронежского и Елецкого, от 17 марта 1786 г. видно, что прихожане просили построить вместо ветхого деревянного храма во имя Великомученика Георгия Победоносца каменный во имя Вознесения Господня с пределом Великомученика Георгия. Но когда это произведено в исполнение сведений нет.
В 1831 году на средства помещика Ивана Егоровича Голостенова устроен в трапезе второй придел во имя Толгской Божьей Матери, освященный 3 ноября того же года.
В 1842 году храм был увеличен распространением стен в настоящей, а в 1886 г. в трапезной части.
Все три иконостаса по мере нужды возобновлялись и освящены: Вознесенский – 3 ноября 1874 г., Толгской – 26 ноября 1883 г. и Георгиевский – 11 октября 1886 г. В настоящей главной церкви иконостас пятиярусный, а в трапезе – трехъярусные.
В 1902 году в церкви устроено паровое отопление. По этому теперь служение зимой совершается во всем храме, тогда как раньше главный предел Вознесения Господня на зиму затворялся.
В церкви есть чудотворная икона Толгской Божьей Матери, пожертвованная строителем иконостаса этого имени, помещиком Голостеновым. Из надписи на подаренной им же книге – от руки напечатанной службе Толгской Божьей Матери видно, что икона эта более 500 лет находилась в роде Голостеновых и была написана в год явления чудотворной иконы: святителю Трифону на р. Толге.
При церкви стоит двухэтажное здание с каменным низом для приема на ночлег странников, и с деревянным верхом, где помещается церковно-приходская школа. Здание построено и освящено в 1893 году.
Капитал церкви составляют два билета вечного вклада, 200 р. каждый, и билет 2-го внутреннео выйгрышного займа, проценты с которых идут на церковные нужды.
7-го июля 1883 года церковь посетил ныне покойный епископ Симеон, служивший здесь литургию, а в 1892 году – епископ Мисаил.
Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии, — 1905.
Село Казаки Казацкой волости Елецкого уезда
Село Казаки первоначально представляло собой казачьи хутора и выселки из Елецкой Александровской слободы. Здесь жили крестьяне — однодворцы. Постепенно образовалось целое село, получившее название по роду службы и званию своих первых насельников. Сведения о первоначальных жителях села, давших ему свое имя, со временем забылись и отошли в область преданий, и только название села напоминает его жителям об их предках-казаках. Со своим настоящим именем Казаки упоминается в первый раз в письменных документах в 1628 году.
Село Казаки находится на востоке от города Орла (оно входило в Орловскую губернию). Поселение раскинулось по большой отловине, на возвышенных берегах небольшой реки Воргол, преимущественно на правой стороне её. Кроме Воргла, село прорезается течением еще двух речек -Хомутца и Свиной, из которых последняя представляет собой почти ручей. В селе было много натуральных и копаных колодцев с чистой и приятной на вкус водой. Почва и сейчас везде черноземная и плодородная.
Прежде основной доход жители получали с частных и общественных мельниц. Кроме того люди были заняты тем, что добывали песок высокого качества. Недалеко от села находится принадлежащий крестьянам лес, занимающий площадь в 900 десятин, известный под названием Хомутова. С именем этого леса связана масса легендарных сказаний в народе о живших в нем разбойниках и их зверствах над запоздалыми путниками. В основе этих сказаний лежит немалая доля правды. Здесь в былую пору процветали грабежи с убийствами, что хорошо было известно жителям окрестных сел, которые страшились поздней порой проезжать дремучий Казацкий лес, растянувшийся с вековыми, почти непроходимыми чащами и оврагами, на несколько верст. Теперь этот лес значительновырубленивбольшейчастисвоей превратился в кустарники, местами разделенные большими участками пахотной земли. Для жителей с. Казаков лес был большим подспорьем в хозяйстве: в виде сена, дров на топку и строевых деревьев.
Люди старались максимально улучшить условия проживания на селе. Крестьяне в основном занимались хлебопашеством, а среди женского населения было развито искусство плетениякружев. Благодарную память о себе оставил елецкий купец Иван Григорьевич Хренников, умерший в 1900 году. Он больше 30 лет арендовал на Воргле казацкую общественную мельницу и с 1875 по 1885 г. состоял церковным старостою. За это время он на личные средства устроил вокруг церкви каменную, с железными решетками между столбами, ограду, стоившую около 7 тысяч рублей: заботился о внешнем виде храма и делал ценные пожертвования.
Прихожане просили построить вместо ветхого деревянного храма во имя Великомученика Георгия Победоносца каменный во имя Вознесения Господня с пределом Великомученика Георгия. В 1831 году на средства помещика Ивана Егоровича Голостенова устроен в трапезе второй предел во имя Толгской Божьей Матери (Толгская икона Богородицы называется так потому, что явилась на берегу реки Толги в 1314 году). Этот предел был освящен 3 ноября того же года. В 1842 году храм был увеличен. В 1902 году в церкви устроено паровое отопление. При церкви стоит двухэтажное здание с каменным низом для приема на ночлег странников, и с деревянным верхом, где помещается церковно-приходская школа. Здание построено и освящено в 1893 году.
По данным архивных документов за 1887 год, село Казаки — второе по величине селение Елецкого уезда; оно заключало в себе 836 дворов в 5286 человек обоего пола, составляющих одну земельную общину и два административных общества. По словам местных крестьян, предки их были выселенцами из пригородной Александровской слободы, с которой село Казаки составляло одну общину до 1864 г. Вся площадь земли представляет фигуру удлиненного, не совсем правильного четырехугольника; дальние загоны отстоят от селения за 12 верст. До 1883 года коренные переделы бывали только при ревизиях.
Сама техника раздела земли была такова. Пахотная земля в каждом поле исстари разбита на «волоки», то есть на полосы шириною в 80 сажень; эти «волоки» поперек разделены межниками, проходящими через каждые 30 сажень, на десятины. Приступая к дележу, все население села Казаков разбивалось на 35 «десятков» по 72 души в каждом. А оставшиеся 10 душ образовывали отдельную группу. Затем бросали жребий между десятками — это был первый «меть»; потом намечали еще столько же десятин несколько худшего качества и опять распределяли их между десятками по жребию — второй «меть» и т. д. Всего в каждом поле набралось по 4 полных «мета» ненавозных земель и по «мета» (то есть по 6 десятин на десяток) навозников. Наконец, когда была разделена вся земля, заключавшаяся в «волоках», уже менее правильным способом были распределены по десяткам крупнейшие «обрезки»; особенно мелкие из последних не включались в раздел и сдавались желающим в аренду.
Многие семьи занимаются земледельческими заработками, получая в среднем 11 рублей за полную обработку и уборку 2 десятин земли.
Из мужских промыслов крупнейшими были: плотничество (по данным на 1887 год этим занимались 47 человек), работы на мельницах (30 человек) и отход на косовицу (12 человек). Среди женщин был распространен кружевной промысел — им занимались до 500 женщин и девочек; начинали плести нередко с 7 — 8 -летнего возраста; выучивались очень скоро; кружева средней ширины хорошая кружевница может сплести в день (12 часов) 1 аршин и более; в продаже аршин такого кружева стоил не дороже 30 копеек.
Рабочих на заводе было до 65 человек. Прежде их было значительно больше, но с устройством автоматических ходов для вырабатываемых продуктов, число рабочих сократилось. Кроме упомянутой мельницы существовала еще и вторая с точно таким же устройством, стоящая на той же реке.
В Казаках было 4 водяных мельницы (одна — на реке Воргле и 3 — на Хомутце). Выстроены они были арендаторами берегов названных речек за известное число лет бесплатного пользования, после которого мельницы поступали в полное владение общества.
Одной из основ экономического развития были мельницы. А.А. Петров имел в городе Ельце две мельницы. Одна из них была перестроена на механический помол с введением самовеек Хагенмаера, буратов и других новшеств в 1874 г. Впоследствии каждое новое усовершенствование, заслужившее внимание специалистов и одобренное ими, немедленно применялось на мельнице. Чтобы урегулировать суточное производство при уменьшении водяной силы в летние и зимние месяцы были поставлены два керосино-нефтяных двигателя. Главным мастером на мельнице был крупчатник Михаил Павлович Бякин.
Интересны для сравнения мирские расходы: старостам 100 рублей; сельским писарям 140 рублей; пастухам 435 рублей; ночным сторожам 117 рублей; лесным отдавали покосы в лесу; магазинному сторожу 34 рубля; на наем сборных изб 77 рублей; на школу 150 рублей. В селе Казаки с 1908 по 1917 года была земская библиотека, почтовое -телеграфное отделение (1917г.), церковная школа (с 1892 по 1909 г ), общество потребителей (с 1912 г. по 1917 г.), учреждение мелкого кредита, кредитное товарищество (с Протоиерей П. Зверев 1908 г. по 1917 г.), Волостной Земский Комитет (до 1917 г.), книжный склад (открыт 29 января 1900 года до 1904 г.- все книги Духовного нравственного содержания, издания Московской Синодальной типографии), медицинский фельдшерский пункт (с 1909г. по 1917г.), странно Приемные ДОМ (С 1909 Г. ПО 1916 Г.), В.А.Варгунин училище (открыто в 1843 году. Попечители: Купец Тихон Тимофеевич Богомолов, с 1910 года. Доктор медицины Владимир Александрович Варгунин, с 1891 г. , Священник Петр Зверев с 1884 г.), церковно-приходской совет (с 1908 г. по 1917 г.), Вознесенская церковь, завод для производства крахмала и патоки (1913 г.).
По архивным данным, в Елецком уезде было несколько образовательных учреждений:
- Училище Волчанское (открыто в 1898 г. Попечители: дворянин Николай Михайлович Марков, с 1910 г., с. Волчье);
- Училище Дерновское (открыто в январе 1911 г. Попечителей нет, с. Дерновка);
- Училище Должанское (открыто в 1887 г. Попечители: дворянин Николай Михайлович Марков, с 1910 г., купец Иван Иванович Жаворонков, с 1890 г., с.Долгое);
- Училище Казацкое (открыто в 1843 году. Попечители: купец Тихон Тимофеевич Богомолов, с 1910 года, доктор медицины Владимир Александрович Варгунин, с 1891 г., священник Петр Зверев с 1884 г., с. Казаки);
- Училище Нижнее-Воргольское (открыто в 1899 г. Попечителей нет, с. Н.Воргол)
- Училище Рябинское (открыто в 1876 г. Попечители: доктор Владимир Александрович Варгунин, с 1889 г., с. Рябинки);
- Орловская Духовная Консистория (с 1918 г., с. Ольховец);
- Елецкий Знаменский девичий монастырь (с 1918 г., с. Крутое).
Проанализировав несколько отчетов за разные годы, можно пронаблюдать развитие образования в селе Казаки. Так, в документе за 1877 — 1878 учебный год сказано, что школа в селе «имела полный достаток в материальных средствах и учебных пособиях. Все это благодаря попечению общества, которое на хозяйственную часть отпускала 130 рублей». В школе училось 45 человек. Успехи по всем предметам были удовлетворительными. Но четыре ученика все же были удостоены льготных свидетельств, при этом одному из них выдан похвальный лист. Попечитель получал жалованье не менее 25 рублей.
В 1879 -1880 учебном году в школе училось до 80 человек. «Все дети одинаково хорошо приготовлены; старший класс по всем предметам знал более, чем требовалось по программе, мальчики отвечали толково, видимо, понимая, что говорят; школа благодаря хлопотам местного старшины недостатка в учебниках не терпит. Постройка большая, но требует капитального ремонта, общество желает перенести ее к церкви, на сходе, собранном в селе, крестьяне обещали оказать полное содействие этому делу, тем более является необходимым перенос здания…» Это действительно было так. Школа, во-первых, расположена между двумя питейными заведениями, во-вторых, она все равно требует капитального ремонта. И, соответственно выйдет весьма небольшая разница в расходах, ежели поставить ее на более удобное место. «Общество, обладая побочными доходами, находится в полной возможности удовлетворить эту нужду».
1880-1881 учебный год. «Ученики младшего отделения читают удовлетворительно, молитвы знают, хотя и не могут объяснить их содержание. В этом отделении, во время испытаний, присутствовало 28 учеников. В среднем отделении, учеников которого присутствовало 35, читают и пишут I удовлетворительн I о и понимают смысл молитв, равно как и заповедей. Арифметику в обоих этих отделениях знают довольно порядочно, хотя нельзя не сказать, что было бы желательно несколько лучшее знание этого предмета. Сведения учеников старшего отделения вполне удовлетворительны по всем предметам, причем, они пишут настолько правильно, что нельзя не обратить особого внимания на это обстоятельство. Сведения большинства учеников каждого отделения почти одинаковы, что доказывает внимательное отношение учителя к своему делу и, если было бы желательно несколько лучшее знание арифметики, то это обстоятельство обуславливается весьма значительным количеством учеников, коих посещает школу 97 человек. При таковом количестве учащихся, вышеуказанные сведения должны быть призваны вполне удовлетворительными, и учитель школы господин Нечаев заслуживает награды за свои заслуги. Свидетельств об окончании курса выдано 9. Помещение школы довольно удовлетворительно и содержится хорошо».
Список свидетельств, выданных школе за истекшие шесть лет:
1876-5,1877-4,1878-4,1879-6,1880-7,1881-9.
1882 -1883 учебный год. «Выдано 11 свидетельств. Учеников 114. 17 получили свидетельства об окончании курса, из коих 8 учеников удостоены похвальных листов. Успехи по всем предметам отличные, законоучитель священник Зверев и учитель Нечаев заслуживают награды. Здание школы требует ремонта, так как штукатурка обвалилась, а полы и рамы очень ветхи».
1883-1884 учебный год. «Учеников 113. 12 получили свидетельства об окончании курса, из коих шесть удостоены похвальных листов. Успехи по всем предметам отличные. Законоучитель священник Зверев и учитель Нечаев вполне заслуживают награды. Здание школы благодаря стараниям попечителя этого училища священника Зверева перенесено на более удобное место к церкви и заново отделывается».
1889-1890 учебный год. «Попечитель — священник Петр Зверев с 1884 года, законоучитель — священник Иван Руднев с 1890 г., дьякон Алексей Лапин с 1890 г.».
1892 -1893 учебный год. «Елецкому уездному училищному совету. Доклад. Честь имею при сем представить Совету отчет о произведенных под моим председательством (доклад члена Совета, протоиерея Гавриила Селехова — прим. автора) экзаменов в училищах: Казацком, Рябиновском, Афанасьевском, Казеевском и Асламовском с предложением письменных работ экзаменовавшихся по диктанту и арифметике. Всех экзаменовавшихся было 77, в том числе 9 девочек; 12 учеников, уже имеющих льготное свидетельство и 4 малолетних. Чтобы судить об успехах учившихся в знании положенного училищного курса, представляю таблицу баллов, поставленных экзаменационной комиссией за ответы экзаменовавшихся, по всем предметам». (Здесь представлены баллы только по школе села Казаки -прим. автора).
Закон божий — 9, 4, 8. Чтение-4, 10, 7. Письмо — 3, 8, 10. Арифметика — 8, 7, 6.
«Всего экзаменовавшихся в казацкой школе 21. Уже беглый взгляд на выставленные баллы свидетельствует об очень хороших успехах экзаменовавшихся…».
1895-1896 учебный год. «По примеру прошлых лет прилагается сравнительная ведомость окончивших курс учеников, получивших свидетельства на льготу по воинской повинности 4-го разряда за последние десять лет».
1887- |
20 |
1892- |
9 |
1888- |
19 |
1893- |
17 |
1889- |
13 |
1894- |
8 |
1890- |
15 |
1895- |
14 |
1891 - |
17 |
1896- |
10 |
Наблюдатель — П.Н. Коротнев, попечитель — доктор медицины Владимир Александрович Варгунин с 1891 года.
1904-1905 учебный год. «Земля, на которой находится школа, общая. Здание также общее. Школа находится в отдельном здании».
1910 — 1911 учебный год. «Земля, на которой находится школа, передана земству. Находится в отдельном помещении, здание деревянное. Попечитель купец Тихон Тимофеевич Богомолов с 1910 года, законоучитель священник Петр Константинович Красовитов.
На экзаменах во всех трех отделениях явилось 155 человек. Заданное выпускному отделению переложение написано было связано и без грубых грамматических ошибок, задачу решили все; по истории и географии ученики давали прекрасные ответы. Все выпускные признаны достойными получить свидетельства. В младшем и средних отделениях успехи можно считать хорошими. Закон Божий дети знают прекрасно. Видно, что как законоучитель, так и учительский персонал много потрудились в учебном году. Школа по количеству учащихся очень тесна».
Список источников
«Сборник статистических сведений по Елецкому уезду» Москва 1887г. Из архива В.А.Заусайлова
- ГАООф.1 оп.1 д. 583
- ГАЛО «Отчеты о состоянии начальных земских училищ»
Большое спасибо за предоставленные документы учительнице и заведующей школьным музеем школы № 1 села Казаки Тереховой Галине Михайловне.
Читать целиком: Наше наследие. Село Казаки, — Елец, 2008.
Обсуждение