Горлов В. П., Новосельцев А.В. Храм Святой Троицы в Ельце, — Елец, 1997.

В. Горлов, А. Новосельцев

 

 

ХРАМ СВЯТОЙ  ТРОИЦЫ В  ЕЛЬЦЕ

 

 

ЕЛЕЦ

1997

 

ББК 63.3(2Р – 4ЛИ)

Г 60

Эта книга о печальной судьбе елецкого храма Святой Троицы – красивейшей церкви Засосны – правобережной части города. В этом районе Ельца располагалась некогда Беломестная казачья слобода. Земли мужественных защитников  города простирались до Дона и за его пределы. Южнее Беломестной поселились ямщики, обслуживавшие дороги на Оскол и Воронеж. Их слобода получила название Новой Ямской. С последней четверти XIX века Засосна превратилась в городок елецких железнодорожников.

Возведение храма Святой Троицы в Засосне связано с именем протоиерея Иоанна Борисовича Жданова или Иоанна Елецкого, как прозвали его в народе – самого почитаемого из елецких священников.

В 1969 году Святая Троица была взорвана вместе с тремя другими церквями города. Засосна осталась без храма. Возродить его вновь – священный долг нынешнего поколения ельчан. 

 

© Горлов В.П., Новосельцев А.В.

© Историко-культурный центр г. Ельца

© Дирекция программы «Возрождение»

© Липецкая госдирекция по охране культурного наследия

 

ISBN 5-85817-008-7

Уважаемый Василий Яковлевич!

 

Прилагаемый текст небольшой брошюры о засосенском Святотроицком храме имеет целью напомнить ельчанам о порушенных святынях города и, возможно, подвигнуть их к мысли о необходимости воссоздания хотя бы одного из взорванных.

Она может быть использована как призыв к сбору пожертвований на восстановление церкви в Засосне.

Если Вы считаете эту попытку своевременной, мы с А.В. Новосельцевым подготовим ее к печати. Ее можно выпустить и в виде буклета – сложенного печатного листа.

Очень хотелось бы, чтобы и эта книжка о елецком храме начиналась с Вашей вступительной статьи. Ее тема – Святая Троица в понимании Русской Православной Церкви.

В. ГОРЛОВ,

редактор

историко-культурного

центра.

24.05.97

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Святая Троица. Вступительная статья протоиерея В.Я. Романова 

Вступление 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400390033003100340034003200330034000000

ХРАМ СВЯТ0Й ТРОИЦЫ 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400390033003100340034003200330035000000

ПРЕДШЕСТВЕНИКИ 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400390033003100340034003200330036000000

3АКЛАДКА 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400390033003100340034003200330037000000

ОСВЯЩЕНИЕ 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400390033003100340034003200330038000000

КАЗАЧИЙ ПРИХОД 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400390033003100340034003200330039000000

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

Вступление

Мне посчастливилось лишь раз увидеть величественное здание Троицкой церкви. В 1958 году, после окончания строительного института, я впервые попал в Елец. Даже из окна автобуса Святая Троица поражала своей громадой и великолепием архитектурных форм. Здание было уже значительно порушено, стояло без крестов и кровли. Облезлая штукатурка, торчащие остатки металлического каркаса колокольни вместе с другими следами порухи производили гнетущее впечатление.

Через одиннадцать лет, в драматическом 1969 году, печально памятном для города обрушением бани-синагоги, в конце июля, меня прислали в Елец работать. В день моего приезда на Мясницкой (Лермонтова) была взорвана Сретенская церковь – четвертая из последней серии взрывов. Жуткая картина взрыва и оседающей в клубах пыли колокольни запомнилась мне на всю жизнь.

В конце июля храм Святой Троицы уже лежал грудой битого кирпича. Обломки были разобраны и вывезены на свалку, площадка заасфальтирована и на месте храма возник Засосенский рынок. Бойкая торговля продолжается здесь и сегодня. Под асфальтом базара ждет своего часа фундамент взорванного храма.

4 февраля 1994 года глава администрации города В.А. Соковых по просьбе протоиерея В.Я. Романова подписал подготовленное горархитектурой постановление о воссоздании комплекса Троицкой церкви на Засосенской площади.

 

ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

 

Свято-Троицкий храм – одно из крупнейших сооружений первой половины ХIХ века в Ельце – был не только главным общественным зданием в Засосне, но и ее архитектурным центром.

Поражает тонкое понимание нашими предками градостроительные задач при выборе мест для возведения церквей. Казалось, что все дороги города ведут к храму. Троицкий был расположен так, что шпиль его колокольни, взметнувшийся на 48 метров ввысь, хорошо просматривался с Воронежской дороги, давшей старое название нынешней улицы Орджоникидзе, с Ново-Липецкой, с Новоцерковной, теперешней Красноармейской. Кстати, Воронежский большак – сегодняшнее Задонское шоссе, прямым лучом спускавшийся к городу,  имел точное направление на Троицкую церковь. Лишь при строительстве в 1868 году железной дороги он изменил частично свое начертание, вынуждено обходя станционные пути. Но и теперь улица Задонская от въезда в город до пассажирской автоколонны и улица Орджоникидзе от

площади Вермишева до Засосенского рынка стоят по одной оси.

Первое упоминание в литературном источнике о храме находим за 1865 год у елецкого полицмейстера Н.А. Ридингера в книге "Материалы для истории и статистики г. Ельца". Вот его текст: "Церковь во имя св. Троицы, за р. Сосной, отстроена в 1810 году старанием священника Конст. Попова, а до этого времени там находилась церковь во имя св. Дмитрия Солунского, построенная в 1764 г. ямщиками и городовыми казаками, но главное участие в этом принимал Андриан Петр. Володин.  До 1764г. там находилась церковь деревянная во имя того же св. угодника. Место бывшей церкви обозначено на плане.

При церкви 73 десят. земли".

Две страницы посвятил Троицкой церкви Гавриил Пясецкий в книге "Историческое описание церквей и монастырей Орловской епархии", вышедшей в 1905 году. Еще более основательные сведения приводит А. Воскресенский. Готовя к изданию свою книгу "Город Елец в его настоящем и прошлом", увидевшую свет 1911 году, он пользовался летописью Троицкой церкви и довел ее историю до 1902 года.

Храм не пережил лихолетья антирелигиозной борьбы. На последней фотографии шестидесятых годов, некогда одно из красивейших зданий города, –  без крыши, с голым куполом, с одиноко стоящими ионическими колоннами под обвалившимися портиками. Стальной каркас, удерживавший некогда высокий шпиль, сиротливо торчит из непокрытой колокольни. Пустые глазницы окон отпугивают своими темными очертаниями. Уже с трудом угадывается стиль позднего классицизма и рука известного архитектора Шарлеманя.

Мощный взрыв летом 1969 года, в печальный год обрушения бани – бывшей еврейской синагоги, превратил церковное здание в груды щебня. Битый кирпич вывезли, перенесли забор, спрямили дорогу. Где-то под времянками Засосенского рынка покоится фундамент храма, имевшего внушительные размеры 58 на 26 метров.

Несколько раньше была разобрана часовня. В архиве горархитектуры сохранилось решение исполкома от 10 апреля 1968 года о ее сносе и схема. Часовня располагалась в юго-западном углу церковной ограды у перекрестка улиц Орджоникидзе и Красноармейской.

Четверть века на народные пятаки строился взорванный храм. Сто лет он верой и правдой служил четырем поколениям наших предков. Это здесь крестились, венчались и отпевались жители Беломестной и Новой Ямской слобод, казаки, ямщики и первые железнодорожники Ельца. Община верующих во главе с протоиереем Романовым В. Я. предлагает восстановить Троицкую церковь. Думается, что этот призыв будет услышан. Подготовка проекта уже началась.

 

ПРЕДШЕСТВЕНИКИ

 

Основание первого православного храма в Засосне церковная традиция относится к ХУП веку. Он располагался в центре Беломестной слободы – небольшого казачьего поселения елецких служилых людей, рискнувших жить за рекой, со стороны открытого татарским набегам «Дикого поля». Есаул Алымов и еще двенадцать казаков получили в надел пахотные и выгонные земли в излучине Быстрой Сосны и на сорок пять верст, вплоть до самого Дона. Осваивая их, они должны были нести караульную службу, предупреждать защитников крепости с появлении неприятеля. Ни каких податей жители слободы не платили. Это было своеобразное поощрение за риск, за освоение новых земель, объявленных "белыми", бесподатными. "Белое место" и закрепилось в названии слободы. Слободка постепенно росла. К началу XIX века в ней было 96 дворов с длинными узкими огородами. В ее центре, рядом с  патриаршей дорогой на Липецк, была построена деревянная церковь во имя великомученика Дмитрия Солунского.

Деревянная церковь просуществовала до 1773 года и была перестроена на каменную. "сложенную из дикого камня на всю высоту" с деревянной колокольнею. На ее месте еще долго стоял небольшой каменный крест.  Прихожанами церкви стали не только жители Беломестной слободы, но и Новой Ямской, образовавшейся вдоль большака на Воронеж.

Слобода быстро заселялась. В 1809 году на ее плане показано 185 дворов. Приход Дмитриевской церкви составляли также крестьяне ближайших деревень: Ольшанца, Ново-Ольшанца, Верхней и Нижней Сахаровки.

В начале XIX века обе слободы были разрегулированы, перестроены по новому. регулярному генеральному плану. Прямоугольные кварталы Засосны от реки до сегодняшней Красноармейской улицы — память о той перестройке. Планировка была разработана так, что Дмитриевская церковь оказалась у перекрестка.  Спрямленная" Патриаршая дорога на Липецк" стала Липецкой улицей, а поперечная ей, проходившая у церкви – Церковной. Это уже позже, в середине прошлого века, когда была воздвигнута новая Троицкая церковь, а дорога на Липецк, в связи с переносом моста, переместилась на квартал выше, к названиям обоих улиц прибавилась приставка Старо-.

На плане города и сегодня четко видно место, где располагалась церковь Дмитрия Солунского. Это северо-западный угол перекрестка Староцерковной (Рабочей) и Старолипецкой (Колхоз­ной) . Стоять бы там храму вечно, да вот незадача – своенравная Сосна время от времени заливала улицы, не щадя и церковное здание. И хотя каменный храм был построен на высоком подклете, в старых документах проскальзывают сетования на  подмачивание и желание перенести церковь в  более сухое место. И место для нового храма во имя Святой Троицы выбрал один из самых чтимых священнике города – протоиерей  Иоанн Борисович Жданов, более известный в церковной истории как Иоанн Елецкий. Но это уже тема следующего рассказа.

 

3АКЛАДКА

 

Высокие паводки Быстрой Сосны и раньше через каждые 10-12 лет приносили неприятности жителям Засосны. Прихожане церкви Дмитрия Солунского – жители вновь разрегулированных улиц Воронежской, Землянской, Липецкой старой и новой, Ровенской, Старороцерковной, Выгонной, Балтовой – как и ныне ранней весной с тревогой  ожидали, а не проявит ли река своего бурного нрава? И нередко приходилось спасать "животы и рухлядь" – скот и имущество от наводнения. Тревожила и забота о церковном достоянии. Желание перенести храм в незатапливаемое место видимо созрело давно. Но слобода была бедной, и прихожане все ни как не могли решиться на это по скудности средств.

Протоиерей Иоанн Жданов, служивший в Преображенской церкви, что в центре города, неоднократно убеждал засосенцев – торговцев  и ремесленников, государственных крестьян – потомков беломестных казаков и ямщиков заложить новую церковь. Но все тщетно. И энергичный отец Иоанн сделал решительный шаг. Отслужив литургию в церкви Преображения Господня, он в полном священническом облачении под колокольный звон организовал крестный ход в Засосну. Своими руками священник принес в церковь Дмитрия Солунского икону Богоматери "Всех скорбящих радости", поставил ее перед алтарем и обратился к прихожанам: "Теперь сама Матерь Божия будет помощницей вам в построении храма". После этого он повел крестный ход на место нынешнего Засосенского рынка, бывшее в то время выгонной землею, и собственноручно начал  копать ров под фундамент новой церкви.

Надо отдать должное градостроительным способностям отца Иоанна. Обоснованность расположения новой церкви не только за пределами зоны затопления, но и с учетом последующего развития Засосны, кончавшейся тогда нынешней улицей Красноармейской, с учетом красивого вида с уже проложенных дорог, подтверждено временем. Шел июль 1817 года.

Интересно характеризует знаменитого елецкого священника и такой факт. Стройка по сегодняшней терминологии была начата самовольно, без уведомления епархиального начальства, без необходимого благословения епископа. Даже вмешательство полиции, по свидетельству очевидца событий дьякона И. Вуколова, потребовавшей прекращения самовольно начатых работ, не возымело действия. Местный священник Константин Попов и прихожане были вдохновлены решительным примером, начали действовать. Разрешение орловского епископа Аполлоса было получено. В том же 1817 году был разработан проект. Строительные работы, продлившиеся целую четверть века, начались.

Кто же он был – основатель Троицкого храма, иерей и градостроитель, память о котором благоговейно хранили несколько поколений ельчан?

Иоанн Борисович Жданов родился в Воронеже в 1754 году в семье священника. Окончил Воронежскую духовную семинарию. Еще будучи семинаристом женился на дочери отставного сержанта. Девятнадцати лет был посвящен в дьяконы Вознесенской церкви г. Воронежа, где служил его отец. В 1779 году Иоанн был рукоположен в священники церкви Михаила Архангела в Ельце. Большое влияние на духовное развитие молодого священника оказал Тихон Задонский, живший в то время на покое в Тешевском (Задонском) Богородицком монастыре. Духовное общение с выдающимся Святителем, причисленным впоследствии Русской Православной Церковью к лику святых, определило жизненные позиции отца Иоанна. Забота о бедных,  угнетенных и обиженных, обличение богатых и сильных мира сего за их притеснения, за роскошь и греховную жизнь, вызывали необычайное уважение прихожан. Иоанн Жданов был перемещен протоиереем Преображенской церкви. Слава о нем в городе постоянно росла. Среди жителей Ельца долго ходили предания о прозорливости отца Иоанна, о скромности его жизни, о добросовестном пастырском служении. Он уже при жизни слыл чудотворцем. Почитаемый священник, получивший прозвище Иоанна Елецкого, прожил семьдесят лет. Он скончался 20 декабря 1824 года и был торжественно погребен в Троицком монастыре. День памяти священника отмечался  в городе как праздник. И несомненно памятником Иоанну Елецкому был Троицкий храм.

 

ОСВЯЩЕНИЕ

 

Торжества по поводу освящения вновь построенного Храма в Засосне состоялись летом 1842 года. Церковь посвящалась Святой Троице – одному из самых любимых праздников русского народа. Празднуется он в разгар лета на пятидесятый дань после Пасхи и потому зовется еще Пятидесятницей. Троица относится к числу двенадцати, кроме Пасхи, наиболее значительных праздников православия, называемых еще двунадесятыми.

В основе понятия Троицы лежит христианский догмат о триедином Боге, существующем в трех лицах или ипостасях: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога — Духа Святого. Вера в Троицу занимает центральное место в православном символе веры.

Широко известна икона "Троица", написанная великим Андреем Рублевым, причисленным ныне к лику святых. Гений живописца воплотил в иконописном образе Божество, сияющее небесной чистотой, освобожденное от всего земного, излучающее свет и добро.

Сюжет этой иконы восходит к Ветхому Завету. Однажды к старцу Аврааму, – рассказывается в книге Бытия, – явился Бог в образе трех странников. Авраам и его старая жена Сара радушно приняли гостей. Чтобы накормить их, забили тельца, испекли свежий хлеб. В беседе  за трапезой гости предрекли Аврааму и Саре, вопреки пожилому возрасту, рождение сына Исаака. Еще в первые века христианства ученые-богословы истолковали этот библейский рассказ как подтверждение троичности Божества. Праздник Троицы возник в IV веке, после того, как в 381 году на церковном соборе в Константинополе был официально принят названный догмат. Время ежегодного празднования было установлено в соответствии с рассказом из новозаветной книги "Деяния апостолов", о сошествии на них Духа Святого.

Евангелист Лука так передает об этом событии: "При наступлении дня пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать". Апостолам, считает церковь, был дан дар премудрости для проповеди Евангелия на всех языках. "Событие это неизмеримо по важности, плодотворности и по спасительности для всей христианской Церкви, – говорил Иоанн Кронштадтский, – это день действительного основания христианской церкви…»

Праздник Троицы на Руси слился со славянским праздником Семик и вобрал в себя обряды почитания растительности. Семик был любимым народным празднеством, связанным с окончанием весенних полевых работ. Отсюда пошли обычаи украшать дома зеленью, водить хороводы вокруг березок.

Кроме главного престола, посвященного Святой Троице, в церкви было еще четыре придельных. В храмовой части: правый во имя святителя Николая, левый — в честь святой великомученицы царицы Александры. Церковная летопись сообщала, что престолы устроены на средства купцов Николая Андреева и Якова Зыкова. В трапезной правый придел был посвящен иконе Божией Матери "Всех скорбящих радости", а левый – святому великомученику Дмитрию  Солунскому — покровителю защитников Отечества, казаков Беломестной слободы.

Самовольная закладка храма без проекта в 1817 году в конце концов привела к печальному результату. Когда постройка храмовой части подходила к концу и кладка свода завершилась, главный купол его внезапно обвалился и повредил стены вплоть до основания. Сказалось повидимому отсутствие необходимых расчетов по толщине стен и диаметру барабана. Необходимо было вновь начинать возведение храмовой части и делать это, предварительно рассчитав несущие способности существующих стен.

Дело об обрушении Троицкой церкви рассматривалось в строительном комитете при министерстве внутренних дел, который в период с 1806 по 1832 год ведал вопросами регулирования строительства по всей Российской империи. Строительный комитет занимался перепланировкой уездных городов, составлением новых образцовых проектов, утверждал проекты на общественные здания, церкви и монастыри. Одному из членов комитета – известному петербургскому архитектору И.И. Шарлеманю и было поручено подготовить проект на исправление Троицкой церкви.

В центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга  сохранился чертеж, подписанный Шарлеманем, именуемый "План и фасад исправленные в строительном комитете на постройку каменной церкви во имя Живоначальной Троицы в городе Ельце августа 1828 года" (ЦГИА, ф.1488, оп.3, д.103) Судя по чертежу, план церкви частично уже сложился к моменту обрушения. Цветом на плане отмечены два основных изменения: в храмовой части объем подпорных столбов, несущих главный барабан, увеличен в два раза, что изменило и размеры самого барабана: в трапезной части вместо широких окон – тройные итальянские окна. Переработав объем храмовой части в духе высокого классицизма, Шарлемань включает в общую композицию церкви одноэтажную перекрытую единым сводом трапезную с полукруглыми в плане углами и с западной части – трехярусную колокольню с высоким шпилем. Простота и изящество, прекрасно прочувствованные пропорции всех объемов отличают проект Троицкого храма, выполненный талантливым архитектором-классицистом. Проект церкви предусматривал три престола: главный в храмовой части и два — в трапезной. Церковь была задумана стоящей на высоком каменном цоколе с лестницами-всходами с запада, севера и юга. Фасады всех трех основных объемов носят ясный центрический характер и обработаны в едином архитектурном стиле. Композиционный центр трапезной подчеркнут аттиком, выступающим над рустованным ризалитом с тройным окном посредине.

Любопытно, что среди проектов елецких храме еще дважды мы встречаемся с участием в их строительстве архитектора Шарлеманя. Уже в следующем 1829 году он, как автор, представил на обсуждение комиссии проектов и смет "Проект перестройки Владимирско-Сергиевской церкви в Ельце", выстроенной пятьюдесятью годами раньше.

Объем этого храма был надстроен, фасады его переработаны и вся церковь получила единый классический облик и также новые трапезную и колокольню. В планировке и объемно-пространственной композиции Владимирской церкви угадываются приемы, характерные для этого мастера.

В другом деле – по строительству надвратной колокольни, башен и стен Знаменского девичьего монастыря за 1842 год на чертежах вновь стоит подпись Шарлеманя, но уже как члена комиссии проектов и смет. Не исключено, что Шарлемань, хорошо знакомый с Ельцом по его предыдущим проектам и постройкам не только подписывал чертежи как член комиссии, но мог также сам участвовать в проектировании. Любопытно также, что свои чертежи он подписывал: "Подлинно подписалъ Архитекторъ Шарлемань 2". Вероятно, он был представителем архитектурной династии Шарлеманей.

Строительство церкви велось долго. Лишь к 1842 году по свидетельству А. Воскресенского (стр.163), завершилось строительство храма с трапезной и в 1860 году — колокольни, за это время дважды храм подвергался опасностям: в 1848 году пожар опустошил Беломестную слободу с церковным приходом, а в 1855 году полая вода дошла до храма.

Материалы архивов, сохранившиеся обмеры и фотодокументы убедительно показывают, что облик окончательно выстроенной церкви значительно отличался от идеи автора. Сказались смена архитектурных вкусов в послеклассическую эпоху 40-х годов XIX века и, повидимому, отсутствие авторского надзора. Сочный белокаменный и кирпичный декор, упругость линий арок, ясно читаемых на проекте, сменили сухие и вялые штукатурные профили. Плоские, слабо выраженные карнизы, мелкие детали, выполненные в натуре, обезличили фасады церкви, сделали их маловыразительными. Вопреки проекту церковь поставили на низкий цоколь, почти на землю, отчего потерялась монументальность всего образа храма, трапезную удлинили против проектного плана, и, более того, колокольню отодвинули от трапезной, соединив их узким притвором. Все эти отклонения от проекта коренным образом изменили пропорциональное соотношение двух основных объемов: храма и колокольни. Это обстоятельство, вероятно, заставило безвестного архитектора, ведущего строительство, увеличить вертикаль колокольни, для чего вместо небольшого квадратного основания шпиля он запроектировал дополнительный ярус-восьмерик с круглыми оконцами. Такое решение лишь отчасти уравновесило композицию всей церкви. Все эти изменения, как состоявшиеся, зафиксированы в чертеже второй половины XIX века "На перестройку существующей каменной церкви во имя  Св. Троицы в гор. Ельце Орловской губернии" за подписью А. Александрова (ГАОО, ф.22, оп.120, д.111). Автор этого проекта пытался еще более изменить облик церкви. Получив, повидимому заказ на расширение трапезной и пристройку к колокольне двух боковых помещений-сторожек, он пытался не просто механически присоединить новые объемы к уже существующим, но и полностью заменить оконный декор и сами оконные проемы всего нижнего яруса. Все окна должны были быть растесаны, получить полуциркульные завершения и килевидные наличники, что должно было, по его мнению, соответствовать духу архитектурных представлений своего времени. Идее этой не суждено было осуществиться по причинам, нам не известным. В противном случае от первоначального проекта Шарлеманя не осталось бы и следа. В таком виде, мало что имея общего с авторским прототипом, просуществовала церковь до конца шестидесятых годов века нынешнего.

 

КАЗАЧИЙ ПРИХОД

 

История Троицкой церкви — это и история прихода, которому  служил храм.Предшественником этому храму, заложенному в 1817 году, была церковь во имя великомученика Дмитрия Солунского, приход которой составляли казаки, заселявшие Беломестную слободу за рекой Сосной. За 220 лет до закладки первого камня в основание Троицкой церкви, в конце XVI века по государевым указам велено было по Верхнему Дону и южным рубежам Московии даровать общинам служилых казаков "обеленные", свободные от податей, наделы земли. Оттого и именовать их стали "беломестными казаками». Больше всего беломестных казаков заселили в округе Ельца, Курска, Орла и Путивля. Управлялись они атаманами, но подчинялись местным воеводам, занимались земледелием и несли по очереди гарнизонную и полковую службы, наряду с "казаками-однодворцами" и детьми боярскими. (Казачий словарь-справочник т.1). Из пяти казачьих слобод, окружавших Елец в начале ХVII века, одна значится как "слобода полковых казаков, а в ней атаман Мина Резанцев, Александровская" (ЦГАДА, ф.1209, оп.1, кн.883), а две — как Беломестные: "слобода Беломестных казаков, что за рекою Сосною с церковью Дмитрия Солунского … а в ней атаман Афрамей Панкратов со товарищи". (ЦГАДА, ф.1009, оп.1, к.135) и Беломестная казачья слобода с церковью Козьмы и Демьяна, что ныне Ламская слобода (Ф.1209, оп.1, кн.135, л.48). Архивные источники повествуют о том, что освоена Беломестная казачья слобода за Сосной еще до межевания 1628 года, К этому времени и сама слобода и церковь Дмитриевская уже существовали. К 1646 году именуется она "церковь Дмитрея Селунского за Попом Федотом" (ф.1209 оп.1, кн.135), а под 1691 годом летопись указывает ее в двойном названии: "церковь святого Пророка Ильи и великомученника Дмитрея Селунского, что в казачьей Беломестной слободе за рекою за Сосною" (ЦГАДА, ф.1209, оп.1,кн.137, л.25). В этот год слободу населяли:  "… один человек атаман, да пятидесятник, да редовых (казаков) 73 и всего 75 человек и промеж казачьих дворов донской кормовой казак Остафий  Степанов…».

К этому времени гарнизон елецких служилых казаков был крупнейшим на юго-востоке Московии.

В 1593 году, когда Елец вновь отстраивался как один из пограничных центров Руси, гарнизон в нем состоял из 1000 человек, в том числе 600 казаков, 150 детей боярских (Анпилогов Г.Н., с.320).

В 1616 году по донесению Елецкого воеводы Ромодановского в городе проживало 2563 служилых человека, из них казаков — 700 (кн. "Елец", стр.16). С продвижением границы Руси на юг значение Ельца как пограничного города постепенно начинает падать. В 1625 году, несмотря на сокращение Елецкого гарнизона на 1000 человек, что составило 1586 служилых людей, это был 4-й по количеству гарнизон Московии после Москвы, Пскова, Новгорода. (Воропаев, Палабугин. Очерки истории Елецкой земли. ЦЧ0,1985, стр.25).

До конца XVII века в четырех из пяти казачьих слобод Ельца было 463 казачьих двора (ЦГАДА, ф.1209, оп.1, кн.137). В 1660 году 12 семей черкасов, как называли на Руси украинских войсковых казаков-запорожцев, заселили правобережные предместья Талицы и Чернавы (по 6 семей в каждом) и основали две станицы Черкасские. В Актах Московского государства ХVI-XVII веков встречаются и упоминания об однодворцах – особом классе военных земледельцев, живших на окраине Московского государства, несших схожие с казаками обязанности по охране пограничья. Однодворцы наделялись небольшим земельным участком и обрабатывали его одной своей семьей (двором). Право владения крепостными крестьянами за ними сохранялось до 1840 года. (Казачий словарь-справочник, т. II).

А когда же произошел перелом в службе елецких казаков? С середины 60-х годов XVII столетия в Диком поле между Быстрой Сосной и Доном беломестные казаки прекращают нести станичную и сторожевую службу. Если росписные списки служилых людей за 1662-6Згоды (ЦГАДА, ф,210, кн.49, ч.2), описывая службу ельчан вне городских укреплений, указыаают: "да на Елце стоят по вестям и станицам и на сторожех и в сотнях елчане.", то годовая сметная книга за 1667-68г.г.(ЦГАДА, ф.210, кн.57, стр.391) раз и навсегда определила судьбу елецких казаков: "с Ельца на сторожи никуда не посылаютца". Сторожи постепенно превращаются в села и городки, часть казаков уже в XVII веке съезжают вслед за продвижением границы на Дон. Елецкими казаками основаны село Казаки на р. Воргол, Нижнее и Верхнее Казачье Задонского района, Елецкая Лозовка, и многие другие. Однако казачье сословие в Ельце существует и в послепетровское время. Ревизские скаски за 1727 г. упоминают казаков (ЦГАДА, ф.350, оп.2). В конце XVIII века судьба елецких беломестных казаков окончательно определилась. В 1794 – 1801 годах большинство из них было переселено на Кавказскую "линию" в станицы Новомарьевскую, Рождественскую, Новотроицкую и другие. Оставшиеся на местах переведены были в сословие однодворцев – государственных  крестьян. После отмежевания части земли Беломестной слободы в пользу города потомки этих казаков между 1781 и 1797 годами основали село Ольшанец, сохранив за собой и название своего прихода. Нынешняя каменная церковь в Ольшанце вновь была выстроена к 1868 году и носит то же название, что и заложенная их предками-казаками во имя защитника воинских людей Дмитрия Солунского. Интересно, что та же участь постигла другие воинские сословия Ельца. Пушкари тоже покинули свою слободу, отошедшую городу в конце ХVIII века и заселили село Пушкари-Архангельское, бережно перенеся и сохраняя имя своего прихода во имя другого святого воина-защитника Архангела Михаила.

Предание говорит о том, что дарована земля в Беломестном поле двенадцати казакам во главе с есаулом Алымовым. Церковные летописи Дмитриевской церкви еще в начале нынешнего века хранили фамилии потомков казаков.

Ветхие страницы Писцовых книг Ельца XVII столетия в архивах Москвы сохранили сотни имен елецких казаков. Вот лишь немногие из них: казачий голова Потап Пересветов, казаки Яков Красников, Феоктист Селиванов, Микифор Алтынин, Артем да Федор Соковые, Никита Лихачев, Иван Остапьев, Дрон Кривцов, Иван Бобовников, Измайла Мочилов, Исай Герасимов, Арист Иванов, Потап Татарников.

Живы некоторые из этих фамилий в Ельце и сегодня. "Казачьему роду нет переводу".

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

 

  1. Толковая Библия. СПб. 1904 –1914.
  2. Добрый пастырь. Краткое описание жизни отца Иоанна Борисовича священника Преображенской церкви города Ельца (1750 –1824). Воронеж, типография В.Н. Исаева, 1898.
  3. Анпилогов Г.Н. Новые документы о России конца XVI – начала XVII века. Издательство Московского университета.
  4. Воропаев Р.Н., Палабугин В.К. Очерки истории Елецкой земли. ЦЧ0,1985.
  5. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом: (Опыт исторического очерка). Елец. Изд. газ. «Голос порядка», 1911.
  6. Казачий словарь-справочник, т.1.
  7. Пясецкий Гавриил. Историческое описание церквей и монастырей Орловской епархии. Орел, 1905.
  8. Ридингер Н.А. Материалы для истории и статистики г. Ельца. Орел, 1865.
  9. Ревизские скаски за 1727 г. ЦГАДА, ф.350, оп.2.
  10. Росписные списки служилых людей за 1662-6Згоды. ЦГАДА, ф,210, кн.49, ч.2.
  11. ГАОО, ф.22, оп.120, д.111.
  12. ЦГАДА, ф.1009, оп.1, к.135.
  13. ЦГАДА, ф.1209, оп.1, кн.883.
  14. ЦГАДА, ф.350, оп.2.
  15. ЦГАДА, ф1209, оп.1, кн.135, л.48.
  16. ЦГАДА, ф.1209, оп.1,кн.137, л.25.
  17. ЦГИА, ф.1488, оп.3, д.103.

Читайте также:

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>